Комплекс неполноценности
МКБ-10: F32 (Депрессивный эпизод)
МКБ-11: 6A70.Z
Диагнозы согласно алфавитному указателю по коду МКБ-10: F32
Депрессия - F32.9
Депрессия "скрытая" - F32.8
Депрессия "скрытая", одиночный эпизод - F32.8
Депрессия атипичная - F32.8
Депрессия атипичная, одиночный эпизод - F32.8
Депрессия в менопаузе - F32.8
Депрессия в менопаузе, одиночный эпизод - F32.8
Депрессия витальная одиночный эпизод - F32.2
Депрессия значительная - F32.2
Депрессия значительная без психотических симптомов - F32.2
Депрессия значительная с психотическими симптомами - F32.3
Депрессия инволюционная - F32.8
Депрессия инволюционная, одиночный эпизод - F32.8
Депрессия климактерическая - F32.8
Депрессия климактерическая, одиночный эпизод - F32.8
Депрессия острая - F32.9
Депрессия психогенная - F32.9
Депрессия психогенная реактивная - F32.9
Депрессия психогенная, одиночный эпизод - F32.9
Депрессия психотическая - F32.3
Депрессия психотическая, одиночный эпизод - F32.3
Депрессия реактивная - F32.9
Депрессия реактивная психогенная - F32.9
Депрессия реактивная психотическая - F32.3
Депрессия реактивная, одиночный эпизод - F32.9
Депрессия с возбуждением - F32.2
Депрессия с возбуждением, одиночный эпизод - F32.2
Депрессия тяжелая - F32.2
Депрессия тяжелая, одиночный эпизод - F32.2
Депрессия умственная - F32.9
Депрессия уточненная - F32.8
Депрессия уточненная, одиночный эпизод - F32.8
Климактерическая депрессия - F32.8
Климактерическая депрессия, одиночный эпизод - F32.8
Меланхолия - F32.9
Психоз депрессивный - F32.3
Психоз депрессивный одиночный эпизод - F32.3
Психоз депрессивный психогенный - F32.3
Психоз депрессивный реактивный - F32.3
Психоз депрессивный реактивный после психической травмы - F32.3
Психоз депрессивный реактивный после эмоционального стресса - F32.3
Психоз психогенный депрессивный - F32.3
Психоз реактивный депрессивный - F32.3
Расстройство депрессивное - F32.9
Расстройство депрессивное, одиночный эпизод легкой степени - F32.0
Расстройство депрессивное, одиночный эпизод средней степени - F32.1
Расстройство депрессивное, одиночный эпизод тяжелой степени - F32.2
Расстройство депрессивное, одиночный эпизод тяжелой степени без психотических симптомов - F32.2
Расстройство депрессивное, одиночный эпизод тяжелой степени с психотическими симптомами - F32.3
Расстройство психогенное депрессивное - F32.9
Реакция депрессивная - F32.9
Реакция депрессивная психотическая - F32.3
Реакция депрессивная, одиночный эпизод - F32.9
Описание
Комплекс неполноценности - совокупность эмоций, мыслей и поведения, отражающая ощущение собственной ущербности, убеждение в превосходстве окружающих. Проявляется неуверенностью, боязнью совершения ошибок, избеганием общения, завистливостью, переживанием собственной неудачливости, неспособности достигать целей. Становится основой для развития депрессии, обсессивно-компульсивного невроза, тревожного расстройства.
Диагностика выполняется методом клинической беседы и психологического тестирования. Для лечения применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, психоанализ, тренинги.
Дополнительные факты
Понятие комплекса неполноценности было разработано австрийским психоаналитиком А. Адлером. Он изучал формирование компенсаторных механизмов у детей с дефектами развития, и чувство неполноценности рассматривал как результат физического отклонения, а позже – как универсальную движущую силу развития. Успешный опыт преодоления трудностей формирует сильные черты личности, неудачи способствуют укреплению комплекса.
Этим объясняется его распространенность в западном обществе, где большая значимость придается личным достижениям человека. Гендерные роли влияют на особенности проявления данного симптомокомплекса: мужчины переживают его тяжелее, с невротическими расстройствами и гиперкомпенсацией.
Клиническая картина
Ассоциированные симптомы: Агрессивность. Беспокойство. Замкнутость.
Причины
Ведущую роль в развитии комплекса играют особенности физического состояния и воспитания. Согласно теории А. Адлера, причины воздействуют в раннем детстве. Поддержанию и усилению симптомов способствуют демографические, социальные, политические, религиозные, этнические факторы.
К наиболее вероятным причинам комплекса неполноценности относятся:
• Физические недостатки. Эффективность и успешность человека может ограничиваться неполноценностью органа, непривлекательностью (диспропорциональностью, асимметрией, полнотой).
К данной группе относятся врожденные и приобретенные дефекты, особенности внешности.
• Ошибки воспитания. Переживание чувства неполноценности возникает при чрезмерной родительской опеке, препятствующей навыку самостоятельного решения проблем. Другой вариант деструктивного воспитания – недостаточное внимание, сравнение с более успешными детьми, отсутствие похвалы и поощрений.
• Негативный опыт. Неудачи в сфере карьеры, семейной жизни, интимных отношений способствуют развитию неуверенности в собственных силах. У женщин комплекс может быть вызван разводом, у мужчин – отсутствием хорошо оплачиваемой работы.
• Необоснованная критика окружающих. На уровень самооценки влияют некорректные высказывания значимых людей: родителей, супруга, брата, сестры, начальника. Распространенным примером является использование сверхобобщений: «ты никогда не сможешь», «ты всегда проигрываешь».
Патогенез
Комплекс неполноценности формируется в период раннего детства, когда ребенок начинает понимать, что не все желания могут стать реальностью, а возможности для реализации его намерений ограничены. Сначала ограничения обнаруживаются на физическом уровне – несформированность навыков, наличие потребностей, материальных преград.
Позже осознаются психологические границы, задаваемые воспитанием, отношениями с другими людьми. До школьного возраста успешным способом компенсации является игра. Ребенок примеряет роли, использует фантазию для образного воплощения желаний. Школьники оказываются в системе требований, оценок, необходимости реальных достижений. Формируется страх оказаться неполноценным – недолюбленным, отвергнутым, одиноким. С одной стороны, этот страх становится движущей силой развития, с другой – препятствует продуктивной активности.
Комплекс закрепляется в структуре личности при наличии негативных факторов – опыта неудач, неконструктивной критики, отсутствии поддержки близких. Возможные осложнения Продолжительное и острое переживание комплекса неполноценности приводит к развитию невротических расстройств. В детстве формируются нарушения речи (заикания, запинки), непроизвольные мышечные подергивания, ночные кошмары и страхи. У взрослых наиболее распространенным осложнением является депрессия с тревожным компонентом. Реже развивается обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, психосоматические заболевания.
При деструктивном поведении существует риск десоциализации – нарушаются семейные и дружеские отношения, люди расторгают браки, увольняются с работы.
Диагностика
Выявлением комплекса неполноценности занимаются психологи, психотерапевты, психиатры. Процесс диагностики проводится поэтапно: изучается семейное положение пациента, условия жизни, образование, профессиональная деятельность. Переживаемое ощущение неполноценности включено в структуру личности, определяется чертами характера, типом темперамента. Поэтому обследование направлено на исследование эмоционально-личностной сферы.
Используются следующие методы:
• Клиническая беседа. Характерны жалобы на эмоциональную напряженность, неуверенность, страх при необходимости проявлять активность, выступать публично, знакомиться. Возможна чрезмерная увлеченность пациента каким-либо занятием, позволяющим компенсировать переживание неполноценности – спорт, кулинария, домохозяйство, косметические процедуры, зарабатывание денег (без выходных, ненормированный рабочий день).
• Опросники. Используются комплексные тесты исследования эмоций, личности и узконаправленные опросники: СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Результаты выявляют эмоциональную неустойчивость, напряженность, заниженную самооценку, повышенный уровень стресса, невротизации.
• Проективные методики. Рисуночные и интерпретационные тесты позволяют обнаружить отрицаемые пациентом переживания, что особенно актуально при обследовании мужчин, стремящихся к гиперкомпенсации комплекса. Применяется тест «Рисунок человека», Тематический апперцептивный тест, Тест фрустрации Розенцвейга.
Лечение
Помощь пациентам основана на методах психотерапии. Занятия направлены на выявление положительных и отрицательных сторон личности больного, освоение навыков самоанализа, продуктивной коммуникации, снижение эмоционального напряжения, устранение страхов.
Терапия проводится со специалистом, самостоятельно и в группе:
• Индивидуальная психотерапия. Используются техники гуманистического, психоаналитического и когнитивно-бихевиорального подхода. В ходе сеансов выясняются причины развития закомплексованности, корректируются деструктивные убеждения о собственной личности, проводится анализ сильных и слабых качеств, осваиваются техники релаксации, саморегуляции, позитивного мышления.
• Самоанализ. Часть психотерапевтической работы пациент выполняет самостоятельно. Рекомендуется вести личные дневники, отмечая успехи, достижения и ошибки (в форме опыта). Записи позволяют объективно оценить свои положительные стороны, научиться анализировать действия и их результат без негативного влияния эмоций.
• Групповые тренинги. На коллективных занятиях больные практикуются в общении, учатся конструктивно реагировать на критику, разрешать конфликты, сохраняя устойчивость самооценки. Обмен положительными эмоциями между участниками повышает уверенность, мотивацию к действиям.
Профилактика
Компенсация комплекса неполноценности проходит успешно, когда человек осознает его наличие и использует техники, предлагаемые психотерапевтом – самоанализ, остановка негативных мыслей, улучшение навыков общения, принятие критики. Основа профилактики – правильное воспитание. Необходимо избегать чрезмерной опеки, позволять ребенку проявлять самостоятельность, совершать ошибки и относиться к ним как к опыту. Нельзя сравнивать его успехи с достижениями других детей, унижать после неудач и промахов.
Прогноз
Важно научить самоанализу: после получения плохой оценки, проигрыша на соревнованиях следует поддержать ребенка и обсудить, что нужно сделать для получения лучшего результата в будущем.
Материалы статьи проверены врачебным коллективом клиники
- #Комплекс неполноценности
- #Агрессивность,
- #Беспокойство,
- #Замкнутость,
Парентные заболевания по Ассоциированным симптомам
Комментировать