Алалия

Предыдущая Следующая

Код МКБ-10: F80.1 - Расстройство экспрессивной речи

+404 | 29.08.2023

Описание

Алалия - грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.

Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Дополнительные факты

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи.

Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центр...

Открыть всю статью

По алфавитному указателю МКБ-10:

  • F80.1 - Афазия, связанная с нарушением развития, экспрессивный тип
  • F80.1 - Дисфазия, связанная с нарушением развития экспрессивного типа
  • F80.1 - Изменение языка и речи экспрессивное
  • F80.1 - Нарушение развития речи
  • F80.1 - Развитие навыков речи замедленное
  • F80.1 - Развитие навыков экспрессивной речи замедленное
  • F80.1 - Расстройство развития специфическое речи экспрессивной

Моторная алалия

Моторная алалия - это первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже – гиперактивность), нарушения ВПФ. Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития - это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3 - х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Дислалия

Дислалия - различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия - это дефекты звукопроизношения, обусловленные нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи. Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены) неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального характера направлена на формирование артикуляционных укладов и фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого окружения.

Механическая дислалия

Механическая дислалия - дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и тд ), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь. Органическая дислалия выявляется в ходе логопедической диагностики, включающей обязательный осмотр органов артикуляции и оценку речи ребенка. Коррекция звукопроизносительного дефекта осуществляется логопедическими средствами на фоне лечения, проводимого стоматологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом.

ОНР 1 уровня

Общее недоразвитие речи 1 уровня. Крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия - вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков.

ОНР 2 уровня

Общее недоразвитие речи 2 уровня - это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.

ОНР 3 уровня

Общее недоразвитие речи 3 уровня. Умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР) - это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико - грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

ОНР 4 уровня

Общее недоразвитие речи 4 уровня - это незначительная, остаточная несформированность фонетико - фонематических и лексико - грамматических процессов. Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Физиологическая дислалия

Физиологическая дислалия - возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.

Брадилалия

Брадилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой. При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Комментарии Оставить комментарий

Врачи

Виктория Моисеева

Терапевт

5+1

Екатерина Маслова

Акушер

5+1

Елена Мулявина

Невролог

5+1

Анатолий Подминаев

Хирург

5+1

Читайте также:

15.03.2024 | +501

Гипоплазия матки

08.03.2024 | +308

Саркома влагалища

08.03.2024 | +328

Уретро-влагалищный свищ

26.02.2024 | +377

Полипы матки

26.02.2024 | +571

Маточное бесплодие

26.02.2024 | +406

Повышенный тонус матки при беременности

26.02.2024 | +406

Синдром резистентных яичников

25.02.2024 | +285

Предлежание плаценты

25.02.2024 | +373

Полное предлежание плаценты

23.02.2024 | +350

Краевое предлежание плаценты

21.02.2024 | +525

Инфаркт плаценты

21.02.2024 | +353

Панкреатит при беременности

21.02.2024 | +412

Стромальный текоматоз яичников

21.02.2024 | +569

Плацентарный полип

20.02.2024 | +334

Псевдомуцинозная кистома яичника

Все врачи

Виктория Моисеева

Терапевт

5+1

Екатерина Маслова

Акушер

5+1

Елена Мулявина

Невролог

5+1

Анатолий Подминаев

Хирург

5+1

Владислав Курбанов

Онколог

5+1

Ирина Мартынова

Педиатр

5+1

Михаил Жданов

Нейрохирург

5+1

Галина Дегтярева

Стоматолог

4+1

Юлия Савитская

Ревматолог

3+1

Дмитрий Мартынов

Вертебролог

Рейтинга пока нет

Александр Самойлов

Рентгенолог

Рейтинга пока нет

Александр Митин

Травматолог-ортопед

Рейтинга пока нет

Вопросы

0 руб.

2мес 11д 2ч 11мин
Владимир

Тимома? ответов 1

Хирург

0 руб.

2мес 16д 23ч 0мин
Владимир

Боль в шее ответов 2

Травматолог-ортопед

200 руб.

2мес 27д 8ч 35мин
Владимир

Болят суставы ответов 2

Ревматолог

0 руб.

3мес 14д 3ч 9мин
Марина

Пломба, болит зуб долго ответов 2

Стоматолог

0 руб.

3мес 14д 3ч 38мин
Владимир
Все вопросы